Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Важность этого параметра определяется тем, что он выступает в качестве базы для расчета налога на недвижимость физических лиц.
С 01.01.2016 на основании законов Вологодской области от 26.11.2015 №3787-ОЗ для физических лиц и №3786-ОЗ для юридических лиц, в регионе налоговая база для расчета налога на имущество определяется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (ранее – исходя из инвентаризационной стоимости).
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, однако, ошибочно полагать, что фактическая налоговая нагрузка налогоплательщика устанавливается только по результатам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
Налоговые ставки земельного налога для физлиц и организаций устанавливаются правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в пределах установленных ст. 394 НК РФ ограничений: 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; и 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Налоговые ставки на недвижимость (кроме земельных участков) для физических лиц устанавливаются аналогично ставкам на землю, т. е. правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). При этом в отношении недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, в НК РФ установлены максимальные ставки для физлиц (п.п.2,3 ст. 406 НК РФ): 0,3% в отношении жилых домов, квартир и комнат (в том числе недостроенных), единых недвижимых комплексов при наличии в их составе жилых помещений, машино-мест и гаражей, строений площадью до 50 кв. метров, возведенных на участках, предоставленных для садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства и ведения прочего личного подсобного хозяйства; 2% для административных помещений и торговых центров, коммерческой недвижимости для торговли, оказания услуг, размещения офисов и пунктов общественного питания, имущества стоимостью свыше 300 млн рублей; 0,5% для других объектов налогообложения, не входящих в первые две группы.
Налоговые ставки по налогу на недвижимость (кроме земельных участков) для организаций устанавливаются как ставки налога на имущество законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2% налоговой базы по такому имуществу (п. 1 ст. 380 НК РФ). В отношении недвижимости такой базой является, как правило, кадастровая стоимость недвижимости на 1 января года, за который рассчитывается налог.
Помимо этого сохранены налоговые льготы для 15 основных категорий налогоплательщиков, указанных в статье 407 Налогового кодекса Российской Федерации (включая пенсионеров, инвалидов I и II групп инвалидности, военнослужащих). Льгота будет предоставлена только за один объект налогообложения определённого вида, неиспользуемый в предпринимательской деятельности (например, только за одну из двух имеющихся у налогоплательщика квартир, за одно из нескольких машино-мест, за один гараж и т.д.). Граждане, имеющие право на налоговую льготу самостоятельно представляют в налоговый орган заявление и документы, подтверждающие данное право.
Порядок определения налоговой базы, а также ставки и дополнительные льготы установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований области, информацию о которых можно получить воспользовавшись сервисом ФНС России «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».