Оценка интеллектуальной собственности
Общие критерии и смысл оценки интеллектуальной собственности
Оценка стоимости интеллектуальной собственности и формирования стратегии управления предприятием на базе его нематериальных активов — та проблема, необходимость решения которой ни у кого не вызывает сомнений. Оценка интеллектуальной собственности по сей день остается одной из самых сложных и глубоких проблем теории и практики не только российского, но и мирового высокотехнологического бизнеса.
Смысл интеллектуальной собственности в бизнесе состоит в том, что она обеспечивает монополию на используемые технические, технологические решения, а также на отдельные авторские произведения. Это, пожалуй, единственная монополия в бизнесе, всячески поощряемая международным законодательством и мировой общественностью.
Вы можете более подробно узнать о следующих видах интеллектуальной собственности:
Наша оценочная компания также оценивает объекты промышленной интеллектуальной собственности:
И объекты интеллектуальной собственности авторского права и смежных прав:
Оценка объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов позволяет наряду с подтверждением права собственности поставить ее объекты на баланс предприятия в качестве активов. Такая оценка дает возможность производить амортизацию интеллектуальной собственности и тем самым формировать соответствующие фонды амортизационных отчислений за счет себестоимости продукции.
Оценка стоимости прав на различные объекты интеллектуальной собственности, используемые для различных целей, имеет свою специфику. Она в корне отличается от оценки стоимости недвижимости, оценки машин и оборудования. При этом не всегда удается определить, насколько широки возможности использования конкретного объекта в производстве, насколько велико его влияние на доходность этого производства и на рост стоимости предприятия. Поэтому оценка даже двух одинаковых объектов интеллектуальной собственности допускает довольно большие расхождения.
По мере развития экономики, внедрения новых технологий и выпуска наукоемкой продукции, интеллектуальная собственность и нематериальные активы становятся одной из наиболее важных составных частей активов предприятия. Достаточно часто встречаются случаи, когда стоимость нематериальных активов компании превосходит стоимость всех ее материальных активов и является основным ресурсом компании в конкурентной борьбе. Такое положение дел ведет к тому, что оценка подобных активов и оценка иных объектов интеллектуальной собственности становится жизненно необходима.
Законодательство об оценке интеллектуальной собственности
Оценка нематериальных активов
Оценка нематериальных активов делится на четыре основных раздела:
К нематериальным активам, в соответствии с принятым ПБУ 14/2000, могут быть отнесены:
К нематериальным активам также относятся:
Наиболее часто оценка нематериальных активов проводится для следующих целей:
При проведении оценочной экспертизы Вы можете заказать оценщику определение одного или нескольких видов стоимости объекта:
Оценка товарного знака
Оценка товарного знака, торговой марки, фирменного наименования или иного отличительного признака товара тесно связано с оценкой бизнеса и производится на основе анализа полного цикла производства и реализации товаров или услуг данной компании и предполагает определение рыночной стоимости оцениваемого объекта через определение значимости влияния данного отличительного признака на величину прибыли компании и объем реализации товаров и услуг.
Безусловно, наиболее важными характеристиками, влияющими на оценку товарного знака, являются его распространенность, узнаваемость и доверие потребителя, которым пользуются товары или услуги, продаваемые под этой маркой. В конечном случае все эти характеристики определяют объем реализации продукции, прибыль компании и стоимость самого товарного знака. Во многих случаях стоимость известного товарного знака может превосходить стоимость всех материальных активов компании и быть мощным инструментом в конкурентной борьбе за потребителя.
Оценочная экспертиза перечисленных выше объектов может проводиться при продаже товарных знаков или бизнеса целиком, переоценке активов компании, при взносе в уставной капитал, при передаче права использования торговой марки по договору франчайзинга, при определении размера ущерба, причиненного правообладателю незаконным использованием торговой марки и т.д.
По мере продвижения на рынке стоимость товарного знака возрастает, и он становится важным элементом имущественного комплекса предприятия. Уже ни для кого не новость, что рыночная стоимость товарного знака может значительно превышать стоимость производственных и материальных ресурсов фирмы. Оценка товарного знака компании положительно влияет на ее общую рыночную стоимость и, следовательно, на ее привлекательность для партнеров и инвесторов. Оценка товарного знака — это чаще всего оценка его репутации или гудвилла. К исключениям относится, например, товарный знак, зарегистрированный, но еще не запущенный в обращение. Он вполне может оцениваться как объект лицензирования, и его использование без надлежащего разрешения будет рассматриваться как нарушение исключительных прав. Следовательно, цена такого товарного знака может быть определена через размер компенсации за нарушение прав в отношении правообладания им. При оценке товарного знака под объектом оценки подразумеваются уже права на него (или «исключительное право на использование товарного знака»).
Эксперт ООО "Бюро независимой оценки" 15.04.2024 г. выполнил экспертизу по определению исключительного права на объект интеллектуальной собственности – товарный знак «Lil Ballerine детская школа балета Lil» (свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) №636662 от 23.11.2017), по состоянию на 24.05.2021 г.
Оценивая выводы эксперта, суд пришел к выводу, что оснований не доверять заключению не имеется, поскольку оно изготовлено на основании определения суда предупрежденным об уголовной ответственности экспертом, чья квалификация подтверждена надлежащим образом; заключение является полным и мотивированным, не содержит противоречий, неясности в ответе на поставленные вопросы; выводы однозначны, не носят вероятностного характера.
При этом из вышеуказанного заключения следует, что проведении экспертного исследования экспертом применен доходный подход; учтены данные сайта вышеуказанной школы балета о количестве открытых школ по Российской Федерации, в том числе по франшизе; исследован коэффициент текущей ликвидности, с анализом годовой выручки должника в период с 2015 по 2020 год, в том числе по выпискам по расчетному счету должника.
Арбитражный суд определил:
заявление конкурсного управляющего удовлетворить.
Признать недействительной сделкой договор № РД0364017 отчуждения исключительного права на товарный знак № 636662 (ссылка на определение: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/20a223ca-4e97-4b7a-80b1-4588ab04aaf7/e0ab70a6-7c92-40b6-bc65-976cf93505c1/A73-16704-2021_20240605_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True).