Оценка интеллектуальной собственности
Общие критерии и смысл оценки интеллектуальной собственности
Оценка стоимости интеллектуальной собственности и формирования стратегии управления предприятием на базе его нематериальных активов — та проблема, необходимость решения которой ни у кого не вызывает сомнений. Оценка интеллектуальной собственности по сей день остается одной из самых сложных и глубоких проблем теории и практики не только российского, но и мирового высокотехнологического бизнеса.
Смысл интеллектуальной собственности в бизнесе состоит в том, что она обеспечивает монополию на используемые технические, технологические решения, а также на отдельные авторские произведения. Это, пожалуй, единственная монополия в бизнесе, всячески поощряемая международным законодательством и мировой общественностью.
Вы можете более подробно узнать о следующих видах интеллектуальной собственности:
Наша оценочная компания также оценивает объекты промышленной интеллектуальной собственности:
И объекты интеллектуальной собственности авторского права и смежных прав:
Оценка объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов позволяет наряду с подтверждением права собственности поставить ее объекты на баланс предприятия в качестве активов. Такая оценка дает возможность производить амортизацию интеллектуальной собственности и тем самым формировать соответствующие фонды амортизационных отчислений за счет себестоимости продукции.
Оценка стоимости прав на различные объекты интеллектуальной собственности, используемые для различных целей, имеет свою специфику. Она в корне отличается от оценки стоимости недвижимости, оценки машин и оборудования. При этом не всегда удается определить, насколько широки возможности использования конкретного объекта в производстве, насколько велико его влияние на доходность этого производства и на рост стоимости предприятия. Поэтому оценка даже двух одинаковых объектов интеллектуальной собственности допускает довольно большие расхождения.
По мере развития экономики, внедрения новых технологий и выпуска наукоемкой продукции, интеллектуальная собственность и нематериальные активы становятся одной из наиболее важных составных частей активов предприятия. Достаточно часто встречаются случаи, когда стоимость нематериальных активов компании превосходит стоимость всех ее материальных активов и является основным ресурсом компании в конкурентной борьбе. Такое положение дел ведет к тому, что оценка подобных активов и оценка иных объектов интеллектуальной собственности становится жизненно необходима.
Законодательство об оценке интеллектуальной собственности
Оценка нематериальных активов
Оценка нематериальных активов делится на четыре основных раздела:
К нематериальным активам, в соответствии с принятым ПБУ 14/2000, могут быть отнесены:
К нематериальным активам также относятся:
Наиболее часто оценка нематериальных активов проводится для следующих целей:
При проведении оценочной экспертизы Вы можете заказать оценщику определение одного или нескольких видов стоимости объекта:
Оценка товарного знака
Оценка товарного знака, торговой марки, фирменного наименования или иного отличительного признака товара тесно связано с оценкой бизнеса и производится на основе анализа полного цикла производства и реализации товаров или услуг данной компании и предполагает определение рыночной стоимости оцениваемого объекта через определение значимости влияния данного отличительного признака на величину прибыли компании и объем реализации товаров и услуг.
Безусловно, наиболее важными характеристиками, влияющими на оценку товарного знака, являются его распространенность, узнаваемость и доверие потребителя, которым пользуются товары или услуги, продаваемые под этой маркой. В конечном случае все эти характеристики определяют объем реализации продукции, прибыль компании и стоимость самого товарного знака. Во многих случаях стоимость известного товарного знака может превосходить стоимость всех материальных активов компании и быть мощным инструментом в конкурентной борьбе за потребителя.
Оценочная экспертиза перечисленных выше объектов может проводиться при продаже товарных знаков или бизнеса целиком, переоценке активов компании, при взносе в уставной капитал, при передаче права использования торговой марки по договору франчайзинга, при определении размера ущерба, причиненного правообладателю незаконным использованием торговой марки и т.д.
По мере продвижения на рынке стоимость товарного знака возрастает, и он становится важным элементом имущественного комплекса предприятия. Уже ни для кого не новость, что рыночная стоимость товарного знака может значительно превышать стоимость производственных и материальных ресурсов фирмы. Оценка товарного знака компании положительно влияет на ее общую рыночную стоимость и, следовательно, на ее привлекательность для партнеров и инвесторов. Оценка товарного знака — это чаще всего оценка его репутации или гудвилла. К исключениям относится, например, товарный знак, зарегистрированный, но еще не запущенный в обращение. Он вполне может оцениваться как объект лицензирования, и его использование без надлежащего разрешения будет рассматриваться как нарушение исключительных прав. Следовательно, цена такого товарного знака может быть определена через размер компенсации за нарушение прав в отношении правообладания им. При оценке товарного знака под объектом оценки подразумеваются уже права на него (или «исключительное право на использование товарного знака»).